ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Подлежит опубликованию в Собрании
актов Президента и Правительства
Республики Казахстан в полном объеме и
в республиканской печати в изложении

      В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года" ПОСТАНОВЛЯЮ: .T101113
      1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа).
      2. Правительству Республики Казахстан:
      1) в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Программы по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан;
      2) представляет в Администрацию Президента Республики Казахстан результаты мониторинга реализации Программы в сроки и порядке, определяемые Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 "О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан".
      Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 27.08.2012 № 371 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
      3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.
      4. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 "Об утверждении Перечня государственных программ" (САПП Республики Казахстан, 2010 г., № 25-26, ст. 185) следующее изменение:
      в Перечне государственных программ, утвержденных вышеназванным Указом, в графе "Наименование" строки, порядковый номер 3, слова "Салауатты" заменить словом "Саламатты".
      5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
      6. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 2011 года.
      Президент
      Республики Казахстан                       Н. Назарбаев
УТВЕРЖДЕНА         
Указом Президента     
Республики Казахстан    
от 29 ноября 2010 года № 1113
Государственная программа
развития здравоохранения Республики Казахстан
"Саламатты Қазақстан" на 2011 - 2015 годы
Содержание
1. Паспорт Программы
2. Введение
3. Анализ текущей ситуации
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы
5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры
6. Этапы реализации Программы
7. Необходимые ресурсы
                       1. Паспорт Программы
Наименование         Государственная программа развития
программы            здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты
                     Қазақстан" на 2011 - 2015 годы (далее -
                     Программа)
Основание            Указ Президента Республики Казахстан от 1
для разработки       февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом плане
                     развития Республики Казахстан до 2020 года"
Государственный      Министерство здравоохранения Республики
орган,               Казахстан
ответственный
за разработку
Программы
Государственные      Министерство здравоохранения Республики
органы,              Казахстан, Министерство внутренних дел
ответственные        Республики Казахстан, Министерство культуры
за реализацию        Республики Казахстан, Министерство индустрии и
Программы            новых технологий Республики Казахстан,
                     Министерство связи и информации Республики
                     Казахстан, Министерство обороны Республики
                     Казахстан, Министерство образования и науки
                     Республики Казахстан, Министерство охраны
                     окружающей среды Республики Казахстан,
                     Министерство сельского хозяйства Республики
                     Казахстан, Министерство труда и социальной
                     защиты населения Республики Казахстан,
                     Министерство по чрезвычайным ситуациям
                     Республики Казахстан, Министерство туризма и
                     спорта Республики Казахстан, Министерство
                     юстиции Республики Казахстан, Министерство
                     экономического развития и торговли Республики
                     Казахстан, акиматы городов Астаны и Алматы,
                     областей
Цель Программы       Улучшение здоровья граждан Казахстана для
                     обеспечения устойчивого
                     социально-демографического развития страны
Задачи               Усиление межсекторального и межведомственного
                     взаимодействия по вопросам охраны здоровья
                     граждан и обеспечения
                     санитарно-эпидемиологического благополучия;
                     развитие и совершенствование Единой национальной
                     системы здравоохранения;
                     совершенствование медицинского и
                     фармацевтического образования, развитие
                     медицинской науки и фармацевтической
                     деятельности
Срок реализации      2011 - 2015 годы:
                     первый этап: 2011 - 2013 годы
                     второй этап: 2014 - 2015 годы
Целевые              Увеличение ожидаемой продолжительности жизни
индикаторы           населения к 2013 году до 69,5 лет, к 2015 году -
                     до 70 лет;
                     снижение материнской смертности к 2013 году до
                     28,1, к 2015 году - до 24,5 на 100 тыс.
                     родившихся живыми;
                     снижение младенческой смертности к 2013 году до
                     14,1, к 2015 году - до 12,3 на 1000 родившихся
                     живыми;
                     снижение общей смертности к 2013 году до 8,14,
                     к 2015 году - до 7,62 на 1000 населения;
                     снижение заболеваемости туберкулезом к 2013 году
                     до 98,1, к 2015 году - до 94,7 на 100 тыс.
                     населения;
                     удержание распространенности ВИЧ-инфекции
                     в возрастной группе 15-49 лет в пределах
                     0,2 - 0,6 %
Источники и          На реализацию Программы в 2011 - 2015 годах
объемы               будут дополнительно направлены средства
финансирования       республиканского и местных бюджетов, а также
                     другие средства, не запрещенные
                     законодательством Республики Казахстан.
                     Общие затраты из государственного бюджета
                     на реализацию Программы составят 359 358,9
                     млн. тенге.


По
годам

Всего

Республиканский
бюджет

Местный
бюджет

Другие
источники

2011 г.

65 262,7

64 700,3

562,4

 

 

2012 г.

79 966,9

75 312,1

454,8

4 200

2013 г.

74 059,4

69 367,9

491,5

4 200

2014 г.

79 086,1

74 290,5

595,6

4 200

2015 г.

81 983,8

72 926,0

657,8

8 400

Итого

380 358,9

356 596,8

2 762,1

21 000

                     Объем финансирования Программы на 2011 - 2015
                     годы будет уточняться при утверждении
                     республиканского и местных бюджетов на
                     соответствующие финансовые годы в соответствии с
                     законодательством Республики Казахстан.
2. Введение
      Здоровье каждого человека, как составляющая здоровья всего населения, становится фактором, определяющим не только полноценность его существования, но и потенциал его возможностей. Уровень состояния здоровья народа, в свою очередь, определяет меру социально-экономического, культурного и индустриального развития страны. С точки зрения устойчивого и стабильного роста благосостояния населения отрасль здравоохранения, представляющая собой единую развитую, социально ориентированную систему, призванную обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи, является одним из основных приоритетов в республике.
      Президент Назарбаев Н.А. в своем Послании народу Казахстана "Новый Казахстан в новом мире" подчеркнул, что одним из направлений государственной политики на новом этапе развития нашей страны должно стать улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения. Качество медицинских услуг является комплексным понятием и зависит от множества емких причин, среди которых следует выделить материально-техническую оснащенность медицинских организаций, уровень профессионализма и наличие мотивации клинических специалистов к его повышению, внедрение современных технологий управления процессами организации и оказания медицинской помощи, внедрение эффективных методов оплаты медицинской помощи. Совершенствование управления качеством медицинских услуг занимает важное место в контексте стратегического развития здравоохранения Казахстана до 2020 года.
      В Послании 2010 года Президент поставил конкретные задачи на ближайшее десятилетие. В том числе Нурсултан Абишевич указал, что "Здоровый образ жизни и принцип солидарной ответственности человека за свое здоровье - вот что должно стать главным в государственной политике в сфере здравоохранения, и повседневной жизни населения".
      В соответствии с вышеуказанным, а также на основе проведенного анализа современного состояния здоровья населения и системы здравоохранения Республики Казахстан были определены приоритетные стратегические направления и механизмы реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на 2011 - 2015 годы.
      В Программе предусмотрены меры по законодательному, инвестиционному, структурному, экономическому и кадровому обеспечению выполнения планируемых мероприятий с учетом межведомственного и межсекторального взаимодействия. Предусматривается создание рынка медицинских услуг и конкурентных отношений среди медицинских организаций.
      Реализация Программы будет способствовать динамичному развитию системы здравоохранения путем создания условий для перехода к малозатратным формам медицинского обслуживания, обеспечения профилактической направленности отрасли, повышения уровня доступности и качества медицинской помощи, внедрения специальных социальных услуг, а также создания условий для мотивации у населения самосохранительного поведения, профессионального и личностного роста медицинского персонала, адаптации системы здравоохранения к современным требованиям и рыночным условиям общества.
3. Анализ текущей ситуации
      За период реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005 - 2010 годы (далее - Госпрограмма) были достигнуты определенные результаты:
      принят Кодекс Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения";
      установлены минимальные стандарты по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи;
      разработаны и реализуются отраслевые программы по снижению материнской и детской смертности в Республике Казахстан на 2008 - 2010 годы, о мерах по совершенствованию службы крови в Республике Казахстан на 2008 - 2010 годы, по противодействию эпидемии СПИД в Республике Казахстан на 2006 - 2010 годы, развития кардиологической и кардиохирургической помощи в Республике Казахстан на 2007 - 2009 годы, "Здоровый образ жизни" на 2008 - 2016 годы;
      сформирована система санитарной охраны границы: на Государственной границе развернута сеть санитарно-карантинных пунктов, обеспечивающих защиту территории страны от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний;
      проведено реформирование службы первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП), действующей по принципу общей врачебной практики, проводятся профилактические осмотры детей, взрослого населения на предмет раннего выявления болезней системы кровообращения, скрининговые исследования женщин на предмет раннего выявления онкопатологии репродуктивной системы;
      внедрено бесплатное и льготное лекарственное обеспечение;
      проведена типизация и стандартизация сети государственных медицинских организаций, утвержден государственный норматив сети организаций здравоохранения;
      проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы организаций здравоохранения;
      создана система независимой медицинской экспертизы;
      с 1 января 2010 года поэтапно внедряется Единая национальная система здравоохранения (далее - ЕНСЗ), предусматривающая обеспечение пациентам свободного выбора врача и медицинской организации, формирование конкурентной среды оказания медицинских услуг, работу медицинских организаций, направленную на достижение конечных результатов и оплату медицинских услуг по фактическим затратам;
      проведена консолидация бюджета на областном уровне, а с 2010 года - на республиканском уровне на оказание стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи, за исключением лечения туберкулезных, психических и инфекционных заболеваний;
      осуществляется подготовка менеджеров здравоохранения;
      реализуется совместный со Всемирным Банком проект "Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан";
      внедрена Единая система дистрибуции лекарственных средств;
      внедряются информационные технологии в здравоохранение: создан республиканский информационно-аналитический центр с филиалами во всех регионах;
      проведена реструктуризация санитарно-эпидемиологической службы, создана вертикаль управления;
      внедряется система оценки рисков в сфере контроля в области здравоохранения.
      Медико-демографическая ситуация и заболеваемость
      За период реализации Госпрограммы отмечены:
      улучшение демографической ситуации, повышение уровня рождаемости населения с 18,42 (2005 г.) до 22,75 (2008 г.);
      стабилизация показателя смертности - 9,74 (2005 г. - 10,37);
      увеличение коэффициента естественного прироста населения до 13,01 (2005 г. - 8,05) на 1000 населения.
      Численность населения в республике увеличилась по сравнению с 2005 годом на 762,6 тыс. человек и на начало 2010 года составила 16004,6 тыс. человек. За период реализации Госпрограммы отмечается тенденция незначительного увеличения (1,7 %) заболеваемости. В структуре заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания (39,37 %), второе - травмы и отравления (6,88 %), третье - болезни мочеполовой системы (6,86 %), далее следуют болезни органов пищеварения (6,46 %), болезни кожи и подкожной клетчатки (6,08 %), болезни крови и кроветворных органов (4,24 %), болезни системы кровообращения (3,72 %), инфекционные и паразитарные заболевания (3,24 %), другие болезни (23,14 %).
      Несмотря на позитивные сдвиги в демографической ситуации, сохраняется низкий уровень здоровья женщин и детей. Остается актуальной проблема репродуктивного здоровья, до 16 % браков являются бесплодными. Это во многом связано с широкой распространенностью инфекций, передающихся половым путем (далее - ИППП), и высоким уровнем абортов, что в свою очередь определяется небезопасным половым поведением населения, прежде всего, молодых людей. Согласно статистике зарегистрированных случаев 1 из 4 беременностей в стране заканчивается искусственным прерыванием. Частота родов у девочек-подростков 15-19 лет имеет тенденцию к увеличению, и в 2008 году составила 31,1 на 1000 населения. Основными причинами материнской смертности (2005 г. - 40,5, 2009 г. - 36,9 на 100 тыс. родившихся живыми) продолжают оставаться акушерские кровотечения, гестозы, экстрагенитальная патология.
      Уровень младенческой смертности в 2005 году составлял 15,1 на 1000 родившихся живыми. С 2008 года с введением критериев живорождения и мертворождения показатель младенческой смертности составил 20,7, и в 2009 году отмечается тенденция к снижению до 18,4 на 1000 родившихся живыми. Основными причинами младенческой смертности являются состояния, возникающие в перинатальном периоде (60,4 %). Второе место в структуре младенческой смертности занимают врожденные патологии, что свидетельствует о недостаточном уровне проводимой ранней диагностики (скрининги беременных на предмет выявления врожденных патологий), нездоровом образе жизни родителей и неблагополучной экологической ситуации в ряде регионов республики.
      Анализ данных за 2007 - 2009 годы показал, что смертность детей до 1 года от респираторных заболеваний и пневмоний занимает 3 место среди всех причин смерти, от инфекционных заболеваний - 1 место. В 2008 году в Республике Казахстан зарегистрировано 33774 случая заболевания пневмонией детей в возрасте до 5 лет. Общая численность случаев смерти детей до 5 лет в 2008 году составила 8225 детей, от пневмонии умерло около 1,5 тыс. детей.
      В настоящее время самым эффективным и экономически выгодным профилактическим мероприятием от пневмококковой инфекции, известным в современной медицине, является вакцинация. Внедрение в календарь профилактических прививок республики вакцинации против пневмококковой инфекции детям с 2-месячного возраста позволит добиться существенного снижения заболеваемости пневмонией детей до 5 лет на 50 %, смертности - на 20 %.
      В настоящее время в Казахстане лица пожилого возраста составляют свыше 7,7 % от количества всего населения. По прогнозам экспертов Организации Объединенных Наций, в ближайшие годы в Казахстане ожидается увеличение числа лиц пожилого возраста на 11 %. В этой связи для улучшения оказания им медицинской помощи необходимо создание в республике системы геронтологической помощи.
      За прошедший пятилетний период наблюдается снижение некоторых показателей распространенности и смертности населения от социально значимых заболеваний. Так, снизились показатели заболеваемости и смертности от туберкулеза (со 147,3 до 105,5 и с 20,8 до 12,5 на 100 тыс. населения соответственно). Вместе с тем эпидемиологическая ситуация по данному заболеванию остается напряженной. В рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Казахстан занимает 94 место по заболеваемости (за 2007 г. - 130 место) и 111 позицию по влиянию туберкулеза на бизнес.
      Несмотря на проводимое масштабное строительство, реализацию программы лечения туберкулеза "DOTS-плюс", актуальными остаются вопросы эпидемиологического надзора за распространением, развитием лекарственной устойчивости и смертности от туберкулеза.
      Отмечается некоторое снижение показателя заболеваемости злокачественными новообразованиями (с 192,5 до 182,6 на 100 тыс. населения). Вместе с тем преобладают запущенные формы (16,2 %), смертность занимает третью позицию в структуре причин общей смертности (12,6 %). Однако, наряду со снижением заболеваемости по республике в целом отмечается рост показателей по крупным промышленным регионам. Самый высокий удельный вес заболеваемости злокачественными новообразованиями (44,5 %) установлен в Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях.
      По классификации Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), Казахстан находится в концентрированной стадии эпидемии ВИЧ/СПИДа (0,2 % населения при среднемировом показателе 1,1 %). По оценочным данным международных экспертов, число людей, живущих с ВИЧ в Казахстане, составляет 16 тыс. человек, что почти в 2 раза превышает число зарегистрированных. Растет число ВИЧ-инфицированных женщин, на которых приходится около 1/4 совокупной численности ВИЧ-инфицированных. В 2008 году частота ВИЧ-инфекции среди беременных женщин составляла 0,07 %, повышаясь с 2005 года на 0,01 % ежегодно, что повышает потенциал передачи ВИЧ от матери к ребенку. Вместе с тем низкая информированность населения о ВИЧ/СПИД способствует реальной опасности ухудшения ситуации по данной патологии.
      Травматизм остается одной из важнейших медико-социальных проблем современности не только для Казахстана, но и для большинства стран мира. В Казахстане травмы в структуре заболеваемости населения, временной нетрудоспособности и смертности занимают второе место, по первичному выходу на инвалидность - третье место. Наряду с этим системный подход по реабилитации и восстановлению трудоспособности лиц, получивших различные травмы, отсутствует.
      За последние годы сложилась отрицательная динамика уровня первичной инвалидности (интенсивный показатель первичного выхода на инвалидность в республике в 2007 г. составил 27,7, в 2008 г. - 28,8, в 2009 г. - 29,2 на 10 тыс. населения), что также является свидетельством недостаточной профилактической направленности здравоохранения.
      Ухудшение экологической обстановки обуславливает увеличение спроса на медицинские услуги по диагностике и лечению болезней, связанных с воздействием вредных факторов окружающей среды (болезни органов дыхания, онкологические заболевания, аллергические болезни и т.д.).
      В последние годы отмечается позитивная динамика состояния санитарно-эпидемиологической ситуации, зарегистрировано снижение заболеваемости по ряду значимых инфекционных заболеваний, а по некоторым вакциноуправляемым ставится задача их полной ликвидации или элиминации.
      Ежегодно увеличивается удельный вес населения, обеспеченного безопасной питьевой водой, который по итогам 2009 года составил 81,8 %, улучшается санитарно-техническое состояние эпидемически значимых объектов. Обеспечивается необходимый комплекс профилактических мероприятий в природных очагах особо опасных инфекций, в которых не допущено групповых случаев заболеваний населения. Внедрена система экстренного оповещения об осложнении эпидемиологической ситуации с сопредельными государствами.
      Вместе с тем остаются нерешенными вопросы усиления роли службы в общественном здравоохранении по профилактике неинфекционных заболеваний. Необходимо повышение качества и оперативности проводимой санитарно-эпидемиологической экспертизы, слабо развита система аккредитации, недостаточно внедряются международные стандарты лабораторных исследований и оценки рисков влияния факторов внешней среды на здоровье населения. Не развита система защиты прав потребителей в области обеспечения безопасности продукции и услуг.
      Требует совершенствования деятельность организаций, занимающихся дезинфекцией и дератизацией, в части налаживания единой координации их деятельности, повышения качества и эффективности проводимых мероприятий.
      В связи с возрастающим риском биологического терроризма и распространения особо опасных инфекций необходимо создание национальной системы биологической безопасности.
      По данным ВОЗ, здоровье человека на 50 % зависит от образа жизни. Развитие большинства хронических неинфекционных болезней (болезни сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет и другие) связано с образом жизни человека. В этой связи становится важным формирование здорового образа жизни казахстанцев и развитие физической культуры. Вместе с тем в настоящее время механизм межсекторального и межведомственного партнерства в вопросах охраны общественного здравоохранения не налажен, что связано с недостаточным пониманием государственными органами, государственными и частными секторами своих миссий в области охраны здоровья, отсутствием четкого разделения ответственности, слабым информационным сопровождением проблем охраны здоровья.
      Также причинами низкого уровня здоровья населения являются недостаточная информированность, грамотность и мотивация населения в вопросах ведения здорового образа жизни и профилактики болезней, сохранение неблагоприятных условий окружающей среды, водопотребления и питания, экономическое неблагополучие социально уязвимых категорий населения. Кроме того, сохраняется слабая профилактическая активность системы здравоохранения, то есть ориентация на лечение болезней, а не на их предотвращение.
      Система здравоохранения
      Динамика основных показателей здравоохранения свидетельствует о ежегодном увеличении бюджетных средств, направляемых в сферу здравоохранения. Так, в период с 2004 по 2009 годы объем финансирования на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (далее - ГОБМП) увеличился с 90,5 до 273,1 млрд. тенге. В 2009 году на поэтапное доведение финансирования ГОБМП до среднереспубликанского уровня Алматинской, Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей целевыми текущими трансфертами из республиканского бюджета было выделено 5,4 млрд. тенге.
      Расходы здравоохранения на душу населения за последние годы также имеют определенный рост: с 8 740 тенге в 2004 году до 30 373 в 2009 году.
      Показатель обеспеченности койками за время реализации Госпрограммы снизился до 70,2 коек на 10 тыс. населения (2005 г. - 73,1 коек). При этом количество больничных коек сократилось только на 2330 единиц. Вместе с тем до 30 % больных, госпитализированных в стационары, не нуждаются в стационарном лечении; увеличивается число вызовов скорой медицинской помощи (с 4 658 971 в 2005 г. до 4 978 393 в 2008 г.), в том числе необоснованных (с 126 756 до 189 498 соответственно).
      Отмечается развитие стационарозамещающих технологий. Так, в дневных стационарах при амбулаторно-поликлинических организациях пролечено 445 145 больных (в 2005 г. - 278 813), в стационарах дневного пребывания при больницах - 64 081 больной (в 2005 г.- 56 728), в стационарах на дому - 158 758 больных (в 2005 г. - 155 480 больных). В 2009 году амбулаторно-поликлиническими органи
Дата cоздания: 15 Октября 2015 11:43 Дата редактирования: 15 Октября 2015 11:43

Погода

?>> −19° в Улытау
Влажность 67%,
Ветер 3 м/с,
Давление 715

Курс валют

  • Доллар 370.04
  • Евро 420.99
  • Рубль 5.58

Опрос

архив
Получали ли Вы электронные услуги на портале электронного правительства?
  • akorda.kz
  • strategy2050.kz
  • e.gov.kz
  • karaganda-region.gov.kz
  • http://competitiveness.kz/
  • expo2017astana.com