ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН НА 2011-2020 ГОДЫ

Подлежит опубликованию в Собрании
актов Президента и Правительства
Республики Казахстан

      В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года" ПОСТАНОВЛЯЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы (далее - Программа).
      2. Правительству Республики Казахстан:
      1) в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Программы;
      2) представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан информацию о ходе исполнения Программы в сроки, определенные Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 "О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан".
      3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
      4. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
      Президент
      Республики Казахстан                       Н. Назарбаев
УТВЕРЖДЕНА       
Указом Президента   
Республики Казахстан  
от 29 июня 2011 года № 110
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития и функционирования языков
в Республике Казахстан на 2011-2020 годы
Астана, 2011 год
Паспорт Программы
Наименование          Государственная программа развития и
Программы             функционирования языков в Республике
                        Казахстан на 2011-2020 годы
Основание             Программа разработана в соответствии со
для разработки         статьями 7, 93 Конституции Республики
                        Казахстан; Законом Республики Казахстан от 11
                        июля 1997 года "О языках в Республике
                        Казахстан"; Стратегическим планом развития
                        Республики Казахстан до 2020 года,
                        утвержденным Указом Президента Республики
                        Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922;
                        Указом Президента Республики Казахстан от 19
                        марта 2010 года № 957 "Об утверждении Перечня
                        государственных программ"; пунктом 3 Плана
                        мероприятий по реализации поручений
                        Президента Республики Казахстан Назарбаева
                        Н.А., данных на XV сессии Ассамблеи народа
                        Казахстана; Доктриной национального единства;
                        Концепцией расширения сферы функционирования
                        государственного языка, повышения его
                        конкурентоспособности на 2007-2010 годы,
                        утвержденной постановлением Правительства
                        Республики Казахстан от 21 ноября 2007 года
                        № 1122
Государственный        Министерство культуры Республики Казахстан
орган, ответственный
за разработку
Программы
Государственные       Центральные и местные исполнительные органы
органы,
ответственные за
реализацию
Программы
Цель Программы        Гармоничная языковая политика, обеспечивающая
                        полномасштабное функционирование
                        государственного языка как важнейшего фактора
                        укрепления национального единства при
                        сохранении языков всех этносов, живущих в
                        Казахстане
Задачи                Совершенствование и стандартизация
                        методологии обучения государственному языку;
                        развитие инфраструктуры обучения
                        государственному языку;
                        стимулирование процесса обучения
                        государственному языку;
                        повышение престижа употребления
                        государственного языка;
                        повышение востребованности государственного
                        языка;
                        усовершенствование и систематизация
                        лексического фонда казахского языка;
                        совершенствование языковой культуры;
                        функционирование русского языка в
                        коммуникативно-языковом пространстве;
                        сохранение языкового многообразия в
                        Казахстане;
                        изучение английского и других иностранных
                        языков
Срок реализации       2011-2020 годы
                        первый этап: 2011-2013 годы
                        второй этап: 2014-2016 годы
                        третий этап: 2017-2020 годы
Целевые индикаторы    Увеличение:
                        доли взрослого населения, владеющего
                        государственным языком (по результатам сдачи
                        "Казтест": к 2014 году - 20%, к 2017 году -
                        80%, к 2020 году - 95%);
                        доли выпускников школ, владеющих
                        государственным языком на уровне В1 (к 2017
                        году - 70%, к 2020 году - 100%);
                        доли казахоязычного контента в
                        государственных средствах массовой информации
                        (к 2014 году - 53%, к 2017 году - 60%, к 2020
                        году - 70%);
                        степени удовлетворенности населения работой
                        ономастических комиссий в части соблюдения
                        принципов прозрачности и общественного
                        доступа к обсуждению процесса принятия
                        решения (к 2014 году - 60%, к 2017 году -
                        75%, к 2020 году - 90%);
                        доли упорядоченного терминологического фонда
                        казахского языка (к 2014 году - 20%, к 2017
                        году - 60%, к 2020 году - 100%);
                        доли взрослого населения республики,
                        владеющего русским языком (к 2020 году -
                        90%);
                        доли этносов, охваченных курсами по обучению
                        родному языку при национально-культурных
                        объединениях (к 2014 году - 60%, к 2017 году
                        - 80%, к 2020 году - 90%);
                        доли населения республики, владеющего
                        английским языком (к 2014 году — 10%, к 2017
                        году - 15%, к 2020 году - 20%);
                        доли населения, владеющего тремя языками
                        (государственным, русским и английским)
                        (к 2014 году - 10%, к 2017 году - 12%, к 2020
                        году - до 15%)
Источники и объемы    На реализацию Программы в 2011-2020 годах
финансирования        будут направлены средства республиканского и
                        местных бюджетов, а также другие средства, не
                        запрещенные законодательством Республики
                        Казахстан. Общие затраты из государственного
                        бюджета на реализацию первого этапа Программы
                        составят 19 134 946 тыс. тенге. Объем
                        финансирования Программы на 2011-2020 годы
                        будет уточняться при формировании
                        республиканского и местных бюджетов на
                        соответствующие финансовые годы в
                        соответствии с законодательством Республики
                        Казахстан
Введение
      Государственная программа развития и функционирования языков на 2011-2020 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со статьями 7 и 93 Конституции Республики Казахстан; Законом Республики Казахстан от 11 июля 1997 года "О языках в Республике Казахстан"; Концепцией расширения сферы функционирования государственного языка, повышения его конкурентоспособности на 2007-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 ноября 2007 года № 1122; Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента от 1 февраля 2010 года № 922; Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 "Об утверждении Перечня государственных программ"; пунктом 3 Плана мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А., данных на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана; Доктриной национального единства.
      Программа, рассчитанная на десять лет реализации, основана на анализе сложившегося в стране языкового строительства, учитывает мнения и рекомендации экспертного сообщества, занимающегося проблемами языков.
      При разработке Программы был изучен опыт правового регулирования вопросов, связанных с реализацией государственной языковой политики свыше 30 зарубежных стран.
      Данный документ является нормативно-организационной основой решения актуальных проблем в сфере функционирования и развития языков и создания условий для полномасштабного применения государственного языка во всех сферах общественной жизни.
      Как отметил Глава государства Назарбаев Н.А.: "Мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития казахского языка, который является главным фактором объединения всех казахстанцев. В то же время необходимо создать благоприятные условия, чтобы представители всех проживающих в стране народностей могли свободно говорить, обучаться на родном языке, развивать его".
      В Доктрине национального единства государственный язык определен ключевым приоритетом, главным фактором духовного и национального единства. Овладение им должно стать долгом и обязанностью каждого гражданина Казахстана, стимулом, определяющим личную конкурентоспособность и активное участие в общественной жизни.
      Намеченные в Программе цели и задачи реализуются через План мероприятий, разрабатываемый уполномоченным государственным органом на весь период реализации Программы и утверждаемый постановлением Правительства Республики Казахстан.
      Все мероприятия, предусмотренные Программой, основаны на приоритетности развития государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства и направлены на полноценное удовлетворение духовно-культурных и языковых потребностей граждан. Все мероприятия Программы выстроены в строгом соответствии со статьей 7 Конституции и постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 23 февраля 2007 года № 3.
      Успешность реализации Программы будет обеспечена путем совершенствования необходимой нормативно-правовой базы, интеграции основных программных мер в стратегические планы государственных органов при обеспечении эффективности реализации запланированных мероприятий.
      Вместе с тем для достижения практических результатов данных мероприятий необходимы совместные усилия всех государственных органов и хозяйствующих субъектов республики, в том числе национальных компаний и финансовых организаций.
Анализ текущей ситуации
      Создание оптимального социолингвистического пространства в независимом Казахстане выстраивается путем поэтапной реализации языковой политики.
      1997-2000 годы - с принятием в 1997 году Закона Республики Казахстан "О языках" и утверждением Государственной программы функционирования и развития языков на 1998-2000 годы начинается формирование Правовой основы языкового строительства в основных сферах общественной жизни.
      2001-2010 годы - в рамках реализации Государственной программы функционирования и развития языков на десятилетний период стратегия языкового строительства определялась тремя направлениями: расширение и укрепление социально-коммуникативных функций государственного языка, сохранение общекультурных функций русского языка, развитие других языков народа Казахстана. Также в этот период по инициативе Главы государства начата реализация Национального культурного проекта "Триединство языков".
      Итоги реализации Программы заложили основу последующего языкового строительства в Республике Казахстан:
      - существенно расширена инфраструктура обучения государственному языку: детских садов с казахским языком обучения - 1178 (рост с 2001 года на 876), школ - 3821 (рост с 2001 года на 173), создан 101 центр обучения государственному языку;
      - активно реализуется процесс перевода делопроизводства на государственный язык (удельный вес документов на казахском языке в государственных органах составляет порядка 67%);
      - ведется разработка методической базы обучения государственному языку (выпущены многоуровневые учебно-методические комплексы, 10 видов словарей общим тиражом 720 тысяч экземпляров, 8 отраслевых двух- и трехъязычных словарей общим тиражом 260 тысяч экземпляров);
      - в целях внедрения новых информационных технологий в процесс изучения государственного языка создан и постоянно обновляется интернет-портал (свыше 20 видов сервисов, активная пользовательская аудитория из 50 стран мира);
      - укрепляется коммуникативная функция государственного языка (в контенте государственных средств массовой информации (далее - СМИ) объем вещания на казахском языке в электронных СМИ, а также доля государственного языка в печатных СМИ составляет свыше 50%);
      - ведется планомерная работа по развитию и укреплению культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;
      - создана эффективная система государственной поддержки языков этносов, проживающих в Казахстане (из 7516 общеобразовательных школ 1524 с русским, 58 с узбекским, 14 с уйгурским, 2 с таджикским языками обучения, 2097 школ - смешанные; из 2261 дошкольных учреждений 272 с русским, 3 с другими языками обучения; 808 детских учебных заведений с двумя языками обучения; в 190 воскресных школах этнокультурных объединений изучаются родные языки 30 этнических групп; из 50 казахстанских театров 9 смешанных, 15 русских, 1 корейский, 1 немецкий, 1 узбекский и 1 уйгурский).
      Логика языкового строительства в предстоящий десятилетний период (2011-2020 годы) обусловлена наличием ряда проблемных аспектов.
      Неравномерный уровень владения государственным языком в обществе. Данный проблемный аспект напрямую связан с отсутствием единой методологии и стандартов обучения государственному языку, единых стандартов деятельности инфраструктуры обучения, системы стимулирования и мониторинга процесса овладения государственным языком, низким уровнем подготовки преподавателей и специалистов казахского языка.
      Недостаточное внедрение государственного языка в социально-коммуникативное пространство страны. Проблемные вопросы в данном направлении связаны, прежде всего, с расширением сфер активного применения государственного языка в области международных коммуникаций, досуга и развлечений, его развития в качестве языка закона, науки и новых технологий. Наряду с этим проблемным является важнейший перечень вопросов повышения престижа его употребления, популяризации государственного языка как семейной ценности, а также существование ряда негативных мифов и стереотипов в языковой сфере.
      Снижение языковой культуры казахстанского общества. В указанном аспекте дальнейшее развитие лингвистического пространства существенно затруднено проблемами в сфере терминологии, антропонимики и ономастики, необходимостью совершенствования культуры речи и письменности, а также создания толерантной языковой среды.
      Необходимость сохранения и укрепления лингвистического капитала казахстанцев. В данном аспекте существует блок проблем, связанных с сохранением уровня владения русским языком как конкурентного преимущества казахстанцев, созданием условий для развития языков этносов, формирующих языковое многообразие культуры Казахстана, и изучением английского и других иностранных языков как средств делового международного общения.
      Приоритетная необходимость решения данных проблем и совершенствования нормативно-правовой базы обусловили следующие цели и задачи Программы.
Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов
реализации Программы
      Главная цель Программы - гармоничная языковая политика, обеспечивающая полномасштабное функционирование государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства при сохранении языков всех этносов, живущих в Казахстане.
      Программные цели:
      1) государственный язык - главный фактор национального единства;
      2) популяризация широкого применения государственного языка;
      3) развитая языковая культура - потенциал интеллектуальной нации;
      4) развитие лингвистического капитала казахстанцев.
      Целевые индикаторы:
      доля взрослого населения, владеющего государственным языком (по результатам сдачи экзамена по системе оценки уровня знания казахского языка граждан Республики Казахстан по программе "Казтест" к 2014 году - 20%, к 2017 году - 80%, к 2020 году - 95%);
      доля выпускников школ, владеющих государственным языком на уровне В1 (к 2017 году - 70%, к 2020 году - 100%);
      доля казахоязычного контента в государственных средствах массовой информации (к 2014 году - 53%, к 2017 году - 60%, к 2020 году - 70%);
      степень удовлетворенности населения работой ономастических комиссий в части соблюдения принципов прозрачности и общественного доступа к обсуждению процесса принятия решения (к 2014 году - 60%, к 2017 году - 75 %, к 2020 году - 90%);
      доля упорядоченного терминологического фонда казахского языка (к 2014 году - 20%, к 2017 году - 60%, к 2020 году - 100%);
      доля взрослого населения республики, владеющего русским языком (к 2020 году - 90%);
      доля этносов, охваченных курсами по обучению родному языку при национально-культурных объединениях (к 2014 году - 60%, к 2017 году - 80%, к 2020 году - 90%);
      доля населения республики, владеющего английским языком (к 2014 году - 10%, к 2017 году - 15%, к 2020 году - 20%);
      доля населения, владеющего тремя языками (государственным, русским и английским) (к 2014 году - 10%, к 2017 году - 12%, к 2020 году - до 15%).
      Задачи:
      1) совершенствование и стандартизация методологии обучения государственному языку;
      2) развитие инфраструктуры обучения государственному языку;
      3) стимулирование процесса обучения государственному языку;
      4) повышение престижа употребления государственного языка;
      5) повышение востребованности государственного языка;
      6) усовершенствование и систематизация лексического фонда казахского языка;
      7) совершенствование языковой культуры;
      8) функционирование русского языка в коммуникативно-языковом пространстве;
      9) сохранение языкового многообразия в Казахстане;
      10) изучение английского и других иностранных языков.
      Показатели результатов:
      количество преподавателей казахского языка, обучаемых в рамках государственного образовательного заказа (ежегодно не менее 500 чел.);
      доля мероприятий, направленных на повышение квалификации преподавателей центров обучения казахскому языку, организованных с возможностью удаленного доступа в режиме он-лайн (к 2014 году - 20%, к 2017 году - 50%, к 2020 году - 90%);
      доля аккредитованных центров обучения казахскому языку (к 2014 году - 30%, к 2017 году - 70%, к 2020 году - 100%);
      рост числа обучающихся в государственных центрах обучения казахскому языку (по сравнению с 2009 годом к 2014 году - не менее 30%, к 2017 году - не менее 70%, к 2020 году - 100%);
      доля государственных служащих, сертифицированных по системе оценки уровня знания казахского языка граждан Республики Казахстан по программе "Казтест" на знание государственного языка (к 2017 году - не менее 50%, к 2020 году - 100%);
      доля сотрудников организаций, предоставляющих государственные услуги, сертифицированных по программе "Казтест" на знание государственного языка (к 2017 году - не менее 50%, к 2020 году - 100%);
      доля государственного социального заказа, направленного на популяризацию государственного языка (ежегодно не менее 10%);
      рост числа новых телевизионных проектов на государственном языке в эфире государственных СМИ (ежегодно на 10%);
      доля государственного информационного заказа, ориентированного на поддержку печатных СМИ, выходящих на государственном языке (ежегодно не менее 50%);
      степень охвата регионов контролем за использование визуальной информации (к 2014 году - 30%, к 2017 году - 50%, к 2020 году - 100%);
      степень удовлетворенности населения работой терминологических комиссий в части соблюдения принципов прозрачности и общественного доступа к обсуждению процесса принятия решения (к 2014 году - 60%, к 2017 году - 75%, к 2020 году - 100%);
      доля этносов, имеющих национально-культурные объединения, охваченные методической помощью по изучению родных языков (к 2014 году - 20%, к 2017 году - 60%, к 2020 году - 100%);
      доля государственных центров обучения языкам, предоставляющих услуги по изучению английского и других иностранных языков, от общего числа центров (к 2014 году - 50%, к 2017 году - 75%, к 2020 году - 100%).

Основные направления, пути достижения поставленных целей
Программы и соответствующие меры
      Первое направление - овладение государственным языком.
      Цель: "Государственный язык - главный фактор национального единства".
      Целевые индикаторы:
      доля взрослого населения, владеющего государственным языком (по результатам сдачи экзамена по системе оценки уровня знания казахского языка граждан Республики Казахстан по программе "Казтест" к 2014 году - 20%, к 2017 году - 80%, к 2020 году - 95%);
      доля выпускников школ, владеющих государственным языком на уровне В1 (к 2017 году - 70%, к 2020 году - 100%).
      Реализация первого направления программы предполагает организацию работы по созданию системы овладения государственным языком всеми гражданами Казахстана. В ядре данной системы трехкомпонентная основа - совершенствование методологии обучения государственному языку, расширение инфраструктуры обучения и стимулирование процесса овладения государственным языком. Данный подход определил три задачи первого направления.
      1. Совершенствование и стандартизация методологии обучения государственному языку.
      Для совершенствования методологии обучения государственному языку предусмотрено, прежде всего, совершенствование соответствующих стандартов обучения и внедрение системы оценки уровня владения государственным языком посредством создания модели непрерывного образования.
      Многоуровневый стандарт должен предусматривать элементарное использование языка на уровнях А1-А2, самостоятельное использование языка на уровнях В1-В2 и компетентное использование языка на уровнях С1-С2.
      На основе выстроенной стандартизированной системы предполагается разработка методологических основ обучения государственному языку, в том числе для лиц с ограниченными возможностями.
      Данные меры позволят обеспечить овладение государственным языком на уровне А1 учащимися начальных классов школы, на уровне А2 учащимися среднего звен
Дата cоздания: 15 Октября 2015 11:43 Дата редактирования: 15 Октября 2015 11:43

Погода

?>> −19° в Улытау
Влажность 67%,
Ветер 3 м/с,
Давление 715

Курс валют

  • Доллар 371.31
  • Евро 419.32
  • Рубль 5.59

Опрос

архив
Получали ли Вы электронные услуги на портале электронного правительства?
  • akorda.kz
  • strategy2050.kz
  • e.gov.kz
  • karaganda-region.gov.kz
  • http://competitiveness.kz/
  • expo2017astana.com