Изменения в Земельный Кодекс Республики Казахстан

Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 269-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» были внесены изменения в Земельный кодекс Республики Казахстан (далее –Кодекс).

Основное концептуальное изменение, предусмотренное данным законом - это введение определений неиспользования земель сельскохозяйственного назначения и порядок их принудительного изъятия, которому посвящена статья.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, которые уже предоставлены для нужд сельского хозяйства, а также те, которые по своему качеству могут быть использованы для производства сельскохозяйственной продукции. В состав земель данной категории входят сельскохозяйственные угодья (пашня, залежь, сенокосы, пастбища и земли, занятые многолетними насаждениями) и земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, замкнутыми водоемами, постройками и сооружениями, необходимыми для функционирования сельского хозяйства.

Одним из компетенций ГУ «Управление по контролю за использованием и охраной земель Карагандинской области», является выявление и возврат в государственную собственность земель, не используемых либо используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан.

 Согласно внесенным изменениям пункту 3 статьи 92 Кодекса, в случаях если земельный участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства, в том числе крестьянского или фермерского хозяйства, не используется по назначению в общей сложности два года в пятилетний период с момента первоначального выявления факта неиспользования, то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.

В эти периоды не включается время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению вследствие непреодолимой силы.

Пунктом 4 настоящей статьи, к случаям неиспользования земельного участка, предоставленного для ведения сельскохозяйственного производства по назначению, относятся:

На пашне – непроведение работ по обработке земельного участка под посевы сельскохозяйственных культур;

На сенокосах – непроведение на земельном участке сенокошения, наличие зарастания его сорняками, кустарниками, мелколесьем и иных признаков деградации травостоя более двух лет;

На пастбищах – отсутствие сельскохозяйственных животных для выпаса либо их наличие в количестве менее двадцати процентов от предельно допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ, установленной уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса, и (или) сенокошения в целях заготовки кормов;

На многолетних насаждениях – непроведение работ по уходу, уборке урожая и раскорчевке списанных многолетних насаждений.

Также пунктом 5 настоящей статьи предусмотрено, что принудительное изъятие земельного участка, не используемого по назначению и не освоенного, не распространяется на земельный участок, принадлежащий на праве собственности детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, до достижения ими возраста двадцати одного года.

Также, статьей 93 определен порядок принудительного изъятие у собственника и землепользователя земельного участка, используемого с нарушением законодательства Республики Казахстан

Использование земельного участка или его части с нарушением законодательства Республики Казахстан влечет ответственность в соответствии со ст.338 Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, в виде:

v                    предупреждение или штраф на физических лиц в размере до 10 МРП,

v                    на субъектов малого предпринимательства или некоммерческим организациям штраф в размере 40 МРП,

v                    на субъектов среднего предпринимательства штраф в размере 70 МРП,

v                    на субъектов крупного предпринимательства штраф в размере 200 МРП.

В силу пункта 3 ст.93 Кодекса, к случаям использования земельного участка с нарушением законодательства Республики Казахстан относятся:

1) использование земельного участка или его части не в соответствии с целевым назначением;

2) использование земельного участка или его части с нарушением требований, определенных правилами рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;

3) несоблюдение требований, установленных статьей 99 настоящего Кодекса, (собственники земельных участков и землепользователи на орошаемых инженерно подготовленных землях обязаны соблюдать установленную схему чередования культур, проводить необходимые мелиоративные и восстановительные работы, в том числе содержать в надлежащем порядке имеющиеся на участке оросительные и коллекторно-дренажные системы,  нарушение требований, служить основанием для принудительного изъятия земельного участка );

4) использование земельного участка, которое привело к значительному ухудшению экологической обстановки.

Кроме, этого силу пункта 5 настоящей статьи, в случаях, когда использование земельного участка или его части, которое привело к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо к значительному ухудшению экологической обстановки, собственник земельного участка или землепользователь обязан возместить государству ущерб в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, за исключением случаев, возникших вследствие непреодолимой силы.

Согласно требованиям ст. 94 Кодекса, порядок принудительного изъятия земельного участка, не используемого по назначению либо используемого с нарушением законодательства Республики Казахстан, осуществляется  следующим образом:

Пунктом 1 предусмотрено,  что принудительное изъятие земельных участков у собственников земельных участков и землепользователей, предусмотренное статьями 92 и 93 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке по иску органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (Управления по контролю за использованием и охраной земель Карагандинской области), по месту нахождения земельного участка.

В случае предъявления иска о принудительном изъятии земельных участков, находящихся в залоге, по основаниям, предусмотренными статьями 92 и 93 настоящего Кодекса, залогодержатель должен быть уведомлен о начале процедуры изъятия таких земельных участков.

Уведомление залогодержателю направляется соответствующим органом, осуществляющим государственный контроль за использованием и охраной земель, подавшим иск в суд.

В силу пункта 2 настоящей статьи, иск о принудительном изъятии земельного участка в случае, предусмотренном статьями 92 и 93 настоящего Кодекса, предъявляется после применения мер взыскания, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, и по истечении срока предписания, данного собственнику земельного участка или землепользователю для принятия мер по использованию земельного участка по назначению и по устранению нарушений законодательства Республики Казахстан.

Срок для принятия мер по использованию земельного участка по назначению устанавливается один год, а по устранению нарушений законодательства Республики Казахстан – три месяца с момента выявления факта неиспользования земельного участка по назначению либо нарушения законодательства Республики Казахстан.

Предписание о необходимости устранить нарушения законодательства Республики Казахстан как обременения права на земельный участок подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».
      Также пунктом 3 предусмотрено, что, в случае принудительного изъятия земельного участка у собственника земельного участка или землепользователя по решению суда по основаниям, указанным в статьях 92 и 93 настоящего Кодекса, право собственности на земельный участок или право землепользования (по отношению выкупленных у государства прав аренды на земельный участок) продается на торгах (конкурсах, аукционах) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей.

Также, согласно пункту 4, в случае принудительного изъятия земельного участка, предоставленного на безвозмездной основе, у собственника по решению суда по основаниям, указанным в статье 92 настоящего Кодекса, данный земельный участок зачисляется в специальный земельный фонд для дальнейшего перераспределения без возмещения стоимости собственнику земельного участка.
      При этом такой собственник (при условии, что изъятый земельный участок был предоставлен на основании подпункта 2) пункта 3 статьи 9 настоящего Кодекса) имеет право повторного получения земельного участка на безвозмездной основе для этих же целей с учетом положений, установленных статьей 96-1 настоящего Кодекса.

Кроме этого в силу пункта 5, вырученная сумма после вычета расходов по принудительному изъятию земельного участка и выплаты залогодержателю в размере требований по обязательствам, исполнение которых обеспечено залогом земельного участка или права землепользования, выплачивается бывшему собственнику земельного участка или землепользователю.

При невозможности реализации такого земельного участка или права землепользования на него после проведения не менее трех торгов (конкурсов, аукционов) в течение одного года земельный участок зачисляется по решению суда в специальный земельный фонд.

Пунктом 6 также предусмотрено, что вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка является основанием для включения лица, у которого принудительно изъят земельный участок, в соответствующий реестр лиц, у которых принудительно изъяты земельные участки.».

  Также согласно требованиям статьи 96-1, настоящего Кодекса, центральным уполномоченным органом на основании информации, предоставляемой уполномоченным органом по земельным отношениям области, города республиканского значения, столицы будет осуществлен формирование и ведение реестра лиц, у которых принудительно изъяты земельные участки.

Согласно требованиям пункта 4 настоящей статьи, предоставление земельных участков физическим и юридическим лицам, находящимся в реестре лиц, у которых принудительно изъяты земельные участки, не допускается.

С введением изменений Земельный Кодекс, связываются большие надежды в плане их экономического, более эффективного и экологически грамотного использования. Время покажет насколько изменится отношение к земле с принятием нового земельного закона и станет ли оно более рациональным и бережным?

По вопросам государственного контроля за использованием и охраной земель, а также о фактах нарушения норм земельного законодательства можно обращаться в Управление по контролю за использованием и охраной земель Карагандинской области по адресу: город Караганды, ул. Пассажирская 15. тел/факс 47 58 59

 

 
 Государственное учреждение

«Управления по контролю за

использованием и охраной земель

Карагандинской области»

 


Дата cоздания: 15 Октября 2015 11:43 Дата редактирования: 15 Октября 2015 11:43

Погода

?>> −18° в Улытау
Влажность 66%,
Ветер 4 м/с,
Давление 716

Курс валют

  • Доллар 371.31
  • Евро 419.32
  • Рубль 5.59

Опрос

архив
Получали ли Вы электронные услуги на портале электронного правительства?
  • akorda.kz
  • strategy2050.kz
  • e.gov.kz
  • karaganda-region.gov.kz
  • http://competitiveness.kz/
  • expo2017astana.com